Все наши замыслы, все поиски и построения

 превращаются в прах, если у ученика

нет желания учиться.

                    В.А. Сухомлинский.

 

 

16 декабря в Панфиловской средней  школе состоялся педсовет на тему «Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности». Тема  педагогического совета выбрана не случайно. Во-первых, она является составляющей частью методической темы школы  «Личностно-ориентированное образование в условиях формирования адаптивной модели  развития и саморазвития», а во-вторых, анализ посещенных уроков показывает, что недооценка коллегами этой проблемы  является, на мой взгляд, одной из причин снижения успеваемости.

Педсовету предшествовали открытые уроки. В 9 классе состоялся урок географии по теме «Население Центральной России» (учитель Кисточкина Е.А.), в 4 классе – урок природоведения «Лес-природное сообщество» (учитель Заколюкина Т.И.). Также был проведен открытый урок обучения грамоте 1 классе (учитель Сосунова С.В.) А в 7 классе состоялся открытый классный час по программе Самосовершенствование «Научи себя учиться»( классный руководитель Межевова Н.А) Тема классного часа «Знания, полученные сегодня, завтра будут востребованы в жизни».

На педагогическом совете выступили заместитель директора по УР О.Н. Ершова на тему «Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности», заместитель директора по ВР Р.В. Булгакова по теме «Стимулы познавательной деятельности первого, второго и третьего порядка, «мнимые стимулы». Также выступили учителя школы с докладами по темам самообразования: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках физики с помощью разнообразных форм, методов и средств обучения» (Бесчастнова Л.В.), «Повышение учебной мотивации младших школьников путем использования игровых технологий на уроках английского языка» (Цаплёва Ю.А.), «Самостоятельная работа как средство активизации познавательного интереса на уроках биологии и химии» (Ситникова И.В.), «Формирование информационно-коммуникативной компетентности на уроках истории, обществознания и права через использование технологий личностно-ориентированного обучения» (Базова М.Г.)

В ходе педсовета педагоги  обсуждали такие вопросы: 

- как лучше всего использовать природную любознательность ребенка,

- как сформировать устойчивую мотивацию к обучению,

-как помочь ребенку в достижении им успеха  на пути познания,

-а главное - где, когда и почему происходит спад познавательной активности.

Было отмечено, что во всех исследованиях, посвященных  этой проблеме, отмечается зависимость ее решения  от взаимодействия учителя и ученика.

Заинтересованный в результатах своей работы  учитель должен уже в начале года выяснить, кто из учеников проявляет высокий и очень высокий интерес к его предмету независимо от предыдущих оценок, и с каждым учеником выйти:

- на индивидуальный образовательный маршрут,

-индивидуальную программу деятельности,

- программу самодеятельности

- и программу взаимодеятельности.

Каждому ребенку учиться приятно тогда, когда он чувствует успех, когда он верит в свои способности.

Мотивация успеха - это опора на положительное стимулирование ученика в учебе, отсутствие принуждения.  Между учителем и учеником должно быть отношение сотрудничества, учитель обязан способствовать самосовершенствованию ребенка. Только тогда  основным мотивом  учения станут самоопределение и самоутверждение.  Подростки, и не только они, остро реагируют на оценку, пытаются исправить плохую отметку, ждут постоянного одобрения со стороны учителей, родителей, одноклассников.

     Одной из главных причин понижения успехов в учебе являются недостаточные теоретические  знания стимулирования учебной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время  урока, а ведь именно они формируют мотивацию успеха

На педсовете  учителя по группам отвечали на вопросы анкеты «Учебные стимулы». Анализ результатов показал, что понимание  стимулов и их правильное применение надо будет изучать и держать на контроле администрации школы, ведь главная особенность стимулов заключается в том, что они через мотивы побуждают активную многоплановую деятельность, что, несомненно, сказывается на повышении качества знаний.